РКРП-КПСС

АКМ Израиль

РКСМ-Новосибирск

АКМ-Ленинград

Центральный сайт АКМ

АКМ-Азербайджан

Боротьба


Наш баннер

Краткое описание:
Свободно ли творчество?

Относится к рубрике:
Искусство|Статьи|

2009-06-22 18:49:33

Свободно ли творчество?

Статья эта написана под влиянием последних событий, связанных с арестом Артема Лоскутова. Напомню, что А. Лоскутов – лидер художественной группы постмодернистского направления и организатор т.н. «монстраций» - шествий неформальной молодежи 1 мая с якобы эпатирующими бессмысленными лозунгами («Ыть», «Бугога», «Верните меня на Марс» и т.д.) – был 15 мая задержан сотрудниками Центра по противодействию экстремизму (Центр «Э», бывший УБОП), и при обыске у него якобы были найдены наркотики в виде 11 гр. марихуаны. Судом Дзержинского района по настоянию дознания и прокуратуры ему была избрана неадекватно строгая для этой статьи (228 ч.1 УК РФ) мере пресечения – содержание под стражей, а также выяснилось, что Артем еще с апреля находился на «прослушке» у Центра «Э», по подозрению якобы в подготовке массовых беспорядков. Это дело получило большой резонанс, не только в Новосибирске, но и в целом по России и даже за границей. В Новосибирске и других городах прошли акции в поддержку Артема Лоскутова, в которых участвовали и активисты АКМ и РКРП, и 10 июня Новосибирский областной суд изменил Лоскутову меру пресечения и он был освобожден из-под стражи. Хотя сфабрикованное дело против него продолжается.

Из всей этой истории следует несколько выводов. Во-первых, буржуазная власть настолько обнаглела, или испугалась в условиях кризиса, а может быть, и то, и другое вместе, что преследует любое неподконтрольное общественное движение, даже такое совершенно безобидное для нее, как «монстрация». При этом методы политической полиции – запугивание, незаконные вызовы на «беседы», задержания, больше похожие на похищения, подбрасывание уголовно наказуемых вещей. Напомним, что в 2006 г. точно так же, с совпадением до деталей, было сфабриковано дело о наркотиках в отношении тогдашнего лидера новосибирского отделения Авангарда Красной Молодежи Вадима Иванова. Во-вторых, солидарность и энергичные акции могут реально помочь незаконно арестованному активисту. Вместе мы – сила. Причем то, что Лоскутов – это не какой-то ярый борец с буржуазным режимом, а просто неформальный активист из богемной среды, и тем не менее подвергся такому неадекватному «наезду», сыграло только на расширение состава протестующих, т.к. возмутило очень многих, прежде не задумывавшихся о таких вещах людей, в том числе из числа «монстрантов», «свободных художников» и т.д.

Вот теперь я и хочу поговорить о «монстрации» и «монстрантах». Тем более, что после произошедших событий, когда «символическая машина» государственной системы вдруг неожиданно материализовалась и наехала на них правой гусеницей, философский вопрос «Где я?» встал не перед милиционерами и чиновниками, как надеялись «монстранты», а перед ними самими, по крайней мере, перед некоторыми.

«Монстранты» – это модное течение молодёжи, которое выставляет на первый план свою аполитичность (по крайней мере, в смысле «традиционных» политических методов), свободу от каких-либо партий и общественно-политических событий, заключается оно в стремлении творческой молодёжи как-то выделиться, и продемонстрировать свою индивидуальность. Само слово «монстрация» происходит от слова «демонстрация», и самим своим названием «монстранты» пытались выразить своё отношения к политическим мероприятиям, в частности, к шествиям 1 мая и 7 ноября. «Монстранты» пристраивались к колоннам профсоюзов, КПРФ, других левых сил, надевали клоунскую одежду и изначально абсурдные лозунги. Нужно сказать, что сами шествия КПРФ, партии, которая в 1993, 1996, 1998 предала революцию, частично заслуживали подобного издевательства. Но тем не менее, монстранты, наверно, в большинстве своем сами того не понимая, «выстебывали» не только официозный т.н. День Весны и Труда или лицемерие партбоссов псевдокоммунистической КПРФ и ручных профсоюзов, но и проблемы трудящихся и пенсионеров, и революционную традицию, пролетарский праздник классовой борьбы - Первомай, омытый кровью лучших представителей рабочего класса и международного революционного движения. Поэтому среди коммунистов Новосибирска отношение к «монстрации», мягко говоря, неоднозначное.

Итак, несмотря на нелепость лозунгов «монстрантов», и их аполитичность, можно выделить основные особенности этого движения.

Во-первых, это стремление показать свою индивидуальность, выделиться из толпы.

Во-вторых, пренебрежительное отношение к политике и политическим организациям, постановка себя выше политики, выше «левых и правых». При этом некоторые из вождей монстрантов говорят, что на самом деле в «монстрации» якобы присутствует глубокий политический смысл и даже «вызов системе», но под этим они понимают не какие-то новые формы политической или экономической борьбы трудящихся, прогрессивной молодежи против капиталистов и их власти, а «освобождение от стереотипов общественного поведения», «раздвижение границ сознания», «выход за пределы системы» и прочие психоделические штучки. Впрочем, следует сказать, что «система» вызов все-таки приняла. Когда на улицу выходят 500 человек, да еще вопреки запретами и «рекомендациям», то жирные коты из «Единой России» начинают бояться – сегодня они хотят, чтобы их отправили на Марс, а вдруг завтра захотят отправить на Колыму мэра и губернатора, вместе с местными олигархами и «антиэкстремистской» службой в придачу? Есть ли основания для этих опасений, или же это просто перестраховка либо желание «найти экстремизм в Сибири и получить звезду на мундире» (один из плакатов на пикете в защиту Лоскутова) – другой вопрос.

В-третьих, стремление придать своему «перфомансу» (представлению) массовую, и немного протестную форму.

В-четвертых, сильное стремление к свободе самовыражения, которое выставляется напоказ, в гипертрофированной форме.

Возникло это явление не на пустом месте. С одной стороны, наши СМИ везде вопят о «свободе», которую даровали рыночные отношения, говорят об «ужасах тоталитаризма» в СССР. С другой стороны, творчество молодых художников, которых у нас сейчас масса, не находит спроса, и поэтому они пытаются выставить его напоказ. При этом художники желают возвысится над действительностью, даже обсмеять проблемы пенсионеров и трудящихся. «Мы свободные люди!», «Мы вне политики!» - кричат они, страдая от невостребованности своих талантов. Молодёжь под воздействием буржуазной пропаганды не понимает, что творчество всегда зависит от ценителей творчества, а ценители творчества зависят от материальных условий своего существования. А материальные условия существования людей зависят и от политической ситуации в стране и в мире. Классик, – это всего лишь человек, который блестяще описал материальную, и как следствие из материальной, духовную жизнь соответствующей эпохи. Творчество настоящего Художника всегда востребовано массами.

Поэтому творчество не может быть полностью свободно, оно всегда зависимо от нынешнего бытия – жития нынешнего, конкретного общества.

Для того, чтобы стать настоящими художниками, творчество которых востребовано, монстранты должны отойти от своего агрессивного нигилизма, и попытаться вникнуть в проблемы нынешнего общества. А нынешнее общество разбито на классы, класс имущих людей, имеющих возможность эксплуатировать и паразитировать на других, и класс неимущих, вынужденных продавать свой единственный товар – рабочую силу. Отсюда и идет политическая борьба, здесь и ломаются копья, здесь и открывается простор для настоящего, народного творчества – востребованного народом.

Несколько слов о том, что в СССР творчество находилось под жестокой цензурой. Это один из идеологических мифов, которыми нас пичкают буржуазные СМИ. На самом деле, творчество советского художника было на порядок более востребовано и свободно, чем сейчас. Почему? Потому что советский художник был обеспечен заказами, он не боялся того, что его картины перестанут покупать, и поэтому он имел возможность действительно «творить» в рамках интересов и духовных потребностей социалистического общества, которые были на порядок выше, чем в эпоху господства капитала, с его идеологей наживы и потребительства.

Например, на каждом заводе существовала штатная единица «художник- оформитель», этот художник имел твёрдый заработок, а взамен обязан был рисовать различные заводские плакаты, например по технике безопасности. И здесь имелось большая свобода творчества, причем массы могли реально и непредвзято оценить каждого художника. Мне всегда вспоминается такие плакаты: волк у которого оторвался хвост, так как он находился в прорубе, и здесь же надпись для кран-балки – «не поднимай примерзший груз!». Или мужчина, который засматривается на красивую женщину, не замечая, что на конвейере происходит авария , и подпись – «Не отвлекайся на работе!».

Нынешние же художники вынуждены рисовать то, что им скажет богатый дядя, и при этом они любят говорить о зажиме творчества в СССР. Или рассуждать о том, как плохо сказывалась на натуре детей школьная форма, как «зажимали индивидуальность».

И при этом они как то забывают, что в СССР имелись тысячи и тысячи кружков, где ребенок мог самостоятельно, БЕСПЛАТНО заниматься развитием своих способностей, и никаких тебе поборов на «ремонт клуба». А в школе ребёнок должен не «выпендриваться», а честно и трудолюбиво учиться, что бы стать развитой личностью. И в институте, кстати, тоже.

В заключение этого краткого монолога хочется сказать молодым «монстрантам» несколько слов. Не бойтесь подчинить своё творчество людям! Не бойтесь служить большинству народа! Именно народ, а не нынешняя реклама выносит подлинную оценку тем произведениям, которые творит художник.



Ирина Воробьева

(на основе заметок Николая Пожарского)





Вы можете оставить комментарий
Ваше имя *

Ваш город

Ваш сайт

Ваш электронный адрес


Текст сообщения *

Введите цифры на рисунке
цифровой код
Комментарии
Всего: 0

Последние
фото


Возложение цветов к памятнику Ленину 22....


1 мая 2019

Все альбомы >>



Последние
статьи

2019-11-02 Что празднуют 4 Ноября (видео).
2019-11-02 Зарплата при капитализме (видео и текст)...

Все статьи >>



Последние
новости

2020-08-13 О событиях в Белоруссии.
2020-05-10 День Победы в Новосибирске

Все новости >>



Последние
комментарии

2018-03-05 Николай: ПРОДОЛЖЕНИЕ. ПЕРЕХОД К ПОЛУКОММУНИЗМУ ...
2018-03-05 Николай: ПРАКТИЧЕСКИЙ ПЕРЕХОД ОТ СОЦИАЛИЗМА К ПО...
2018-03-05 Николай: НИКОМУ НЕИЗВЕСТНАЯ ТЕОРИЯ ЛЕНИН...
2017-05-27 Виктор Плотников: После достаточно длительного перерыва, з...
2016-03-22 Глушак: Привет, левачки и их кумиры https://www....
2016-02-17 Валерий Яковлевич: Хороший материал. поддерживаю Николая. В...
2016-02-17 Валерий Яковлевич: АВТОР ЭТОГО СТИХОТВОРЕНИЯ ИРИНА САМАРИНА...
2016-01-25 Глушак: Нават марыць не магу цябе зрабіць па час...
2016-01-23 Пожарский.: Сколько креатива!! Не то что в твоих ста...
2016-01-21 Глушак: Пожарский, цябе ж ніхто не прымушае піса...

Все комментарии >>



РКРП и АКМ рекомендуют



Государство и революция
Учение марксизма о государстве и
задачи пролетариата в революции



Поиск
Главная Газета Фото О нас
Материалы
Рубрики